19-24 ноября

5 класс

 

Сделай модель термометра - термоскоп (вспомни опыты по тепловому расширению, сделанные в классе). Термоскоп - прибор, показывающий изменение температуры, но не позволяющий ее точно измерить. Для изготовления этого прибора  можно использовать тонкую трубочку (например, стержень от старой шариковой ручки), маленький пузырек с резиновой пробкой (из-под лекарства) и подкрашенную воду.  Сначала надо проверить, плотно ли пробка закрывает пузырек. Если все в порядке, то нужно проколоть пробку в центре шилом – эту операцию следует проводить осторожно и аккуратно, чтобы не поранить себе руки. Затем надо вставить тонкую трубочку в отверстие,  сделанное в пробке. После этого можно налить в пузырек подкрашенную воду и плотно закрыть его пробкой. Воды должно быть столько, чтобы она заполнила весь пузырек и часть трубочки.

Термоскоп можно также сделать из воздушного шарика и большой стеклянной или пластиковой бутылки с тонкими стенками. Если тебе удастся плотно закрепить слегка надутый шарик на горлышке этой бутылки,  то у тебя получится большой и весьма чувствительный термоскоп. А если ты сумеешь придумать какой-нибудь указатель, фиксирующий изменение температуры, то твой термоскоп будет работать просто замечательно.

Подготовь иллюстрации  и описание своей модели термометра - термоскопа.

Продолжай наблюдать за погодой, не забывай записывать результаты своих наблюдений и измерений.

 

6 класс

19-24 ноября

6 класс

1. Подготовь устный рассказ о водомерках.

2. Вырежи из кусочков картона размером примерно 4 х 4 см небольшую рыбку и маленькую подкову.

      

Аккуратно положи рыбку на поверхность воды так, чтобы верхняя сторона рыбки осталась сухой. Набери в пипетку немного мыльного раствора и осторожно введи одну или две капли в заштрихованную область вырезанного отверстия. Что произойдет с рыбкой? Повтори опыты, заменив рыбку подковой. Затем проведи аналогичный опыт, заменив мыльный раствор маслом.

Подготовь небольшой иллюстрированный отчет об этой работе: опиши в нем последовательность своих действий, приведи полученные результаты.

12 -17 ноября

5 класс

Сделай угломерный инструмент. Для изготовления этого прибора необходимы две рейки из дерева, пластмассы или картона не менее 20 см длиной и транспортир. Можно закрепить рейки прямо в центральной точке транспортира. Но лучше перенести шкалу транспортира на кусок фанеры, пластика или картона и уже к нему крепить рейки (они называются визирными). Поскольку эти рейки нужно будет раздвигать на некоторый угол, то в конструкции крепления следует предусмотреть возможность такого перемещения реек относительно друг друга. На концах каждой визирной  рейки необходимо сделать из проволочки небольшую петельку - «мушку», расположенную вертикально (под углом 90о к рейке).

Подготовь описание способа изготовления своего угломера и проиллюстрируй свой отчет рисунками или фотографиями.

Ежедневно, в течение двух недель в  одно и тоже время измеряй температуру воздуха на улице и записывай свои наблюдения за погодой.

6 класс

Подготовь устный рассказ об  атмосфере планет Солнечной системы.

Сделай пластилиновые кубики с ребром 1 см (20 – 30 штук)

Приготовь несколько щепоток пробкового порошка

Закрепи кусочек мыла и леденца на проволочке или лучинке (каждый кусочек на отдельной)

22 октября - 3 ноября

5 класс

Сделай модель песочных или водяных часов. Для изготовления песочных часов нужны две небольших прозрачных бутылочки с пробками и немного чистого, сухого песка  (можно использовать вместо песка соль, сахарный песок или манку). Бутылочки могут быть стеклянными или пластиковыми, лучше взять одинаковые по размерам. Пробки должны плотно входить в горлышко.

Сначала нужно придумать способ соединения этих сосудов - можно скрепить их донышки, а можно и пробки.  Если ты  используешь стеклянные пузырьки, то проще соединить их друг с другом через общую пробку с небольшим отверстием для высыпающегося песка. А если ты подобрал пластиковые бутылочки, то  эти отверстия следует проделать в центрах их донышек. Затем донышки бутылочек надо плотно скрепить так, чтобы отверстия находились напротив друг друга.

После этого можно насыпать в одну из бутылочек песок и выяснить, сколько времени он будет пересыпаться из одного сосуда в другой.  Подобрав нужное количество песка,  напиши на своих песочных часах, на какое время  работы они рассчитаны.


Подготовь описание способа изготовления и принципа действия своей модели часов. Укажи, какой промежуток времени они могут измерять. Проиллюстрируй свой отчет рисунками или фотографиями.


6 класс


1. Подготовь устный рассказ по одной из следующих тем: какие бывают ветры,  как человек использует ветер, легенды и мифы о ветрах. Подбери  иллюстративный материал к своему рассказу.


2. Сделай индикатор воздушных потоков. Для этого прикрепи к тонкой палочке или к проволочке несколько ярких нитей длиной 10 – 15 см на расстоянии 0,5 – 1 см друг от друга. Включи фен и исследуй  воздушный поток с помощью своего индикатора. Выясни, меняется ли характер воздушного потока при изменении положения фена, при внесении в воздушный поток фена препятствий различной формы.


Подготовь небольшой иллюстрированный отчет об этой работе: опиши в нем последовательность своих действий, приведи полученные результаты.

 

 

 

15-20 октября


5 класс

Сделай мензурку. Для ее изготовления необходимо использовать прозрачную посуду. Это может быть стеклянный или пластиковый стаканчик или высокая баночка. Лучше всего выбирать сосуды цилиндрической формы. Можно использовать и пластиковую бутылку, аккуратно срезав ее горлышко. После этого нужно придумать способ разметки шкалы изготовленной мензурки в единицах объема – кубических сантиметрах.

Для разметки шкалы используй какую-либо посуду, на которой уже есть шкала в единицах объема. Помочь в решении этой проблемы может обычная домашняя мензурка. Если у тебя дома есть «аптечные» мензурки, то их тоже можно использовать для этой цели. Для более точной градуировки мензурки рекомендуется использовать шприц.

 Для нанесения шкалы непосредственно на поверхность мензурки можно использовать маркер, стеклограф или лак для ногтей. Но можно поступить и иначе - приклеить на мензурку полоску бумаги или лейкопластыря, на которых можно писать и шариковой ручкой, и карандашом.

Подготовь описание способа изготовления мензурки и разметки шкалы. Проиллюстрируй его рисунками или фотографиями.

Определи с помощью своей мензурки объем яблока, морковки,  свеклы,  картофеля и т.п.

Подготовь небольшой иллюстрированный отчет об этой работе: опиши в нем последовательность своих действий, приведи полученные результаты.

Приготовь небольшой устный  рассказ о часах (об истории часов или о видах часов).


Сделай маятник, подобрав такую длину нити, чтобы период колебания твоего маятника составлял одну секунду. При изготовлении маятника необходимо правильно подобрать груз. Он должен быть небольшим, но при этом достаточно массивным. Хорошо подходят для этого  свинцовые грузила, столярные или плотницкие отвесы, металлические гайки (к тому же к гайке легко привязать нить).

Можно сделать маятник на подставке, а можно придумать для него специальный подвес, но тогда в конструкции надо будет предусмотреть петлю на свободном конце нити.

Подготовь небольшой иллюстрированный отчет об этой работе: опиши в нем последовательность своих действий, приведи полученные результаты.

6 класс

1. Возьми небольшую воронку и гибкую трубку. Сделай из бумаги конус таких размеров, чтобы он входил в воронку. Закрепи воронку с вставленным в нее конусом раструбом вниз и попробуй вдувать воздух через резиновую трубку. Что происходит с бумажным конусом? А если втягивать воздух "в себя"?

Повтори оба опыта, используя вместо бумажного конуса легкий шарик.

Подготовь небольшой иллюстрированный отчет об этой работе: опиши в нем последовательность своих действий, приведи полученные результаты.

2. Сделай модель фонтана, используя принцип действия сообщающихся сосудов.

5 класс

Приготовь из плотной бумаги, картона или пленки размером 3х4 см три фигуры неправильной формы, а также засуши три разных небольших листочка. Сложи все приготовленное в небольшой конверт и подпиши его.

 

 

6 класс

 

1. Подготовь устное сообщение о работе шлюзов. Подбери иллюстративные материалы для своего рассказа

2. Сделай модель манометра.  Для изготовления этого прибора нужны две прозрачные трубочки (стеклянные или пластиковые), небольшая гибкая соединительная трубка и материал для подставки  Прозрачные трубки следует соединить друг с другом гибкой перемычкой и закрепить получившиеся сообщающиеся сосуды на вертикальной стойке-подставке. Затем нужно сделать шкалу манометра и наклеить ее на подставку между трубками.  После этого в манометр можно налить подкрашенную воду, ее уровень должен совпадать с положением нулевого деления на шкале манометра.

Подготовь описание способа изготовления своего прибора и проиллюстрируй его рисунками или фотографиями.

 

24-29 сентября

5 класс

Построй график скорости роста корней и стрелок луковицы по результатам своих измерений. Подготовь устное сообщение о результатах своих наблюдений.

Для изготовления палетки можно использовать прозрачную пластиковую или стеклянную пластинку, а также полупрозрачную бумагу – кальку.  Сначала нужно аккуратно нарисовать «квадратную» сетку, расчертив основу палетки на квадраты со стороной 1 см. Затем  следует  окантовать пластиковую или стеклянную палетку, а палетку, сделанную из кальки наклеить на рамочку из тонкого картона.

Если хватит терпения, сделай таким же образом палетку со стороной квадрата 5 мм или 1 мм. Такая палетка позволит довольно точно определять площадь территории на географической карте.

6 класс

1. Проследи за давлением воздуха на стенки воздушного шарика.  Пронаблюдай затем, как изменяется поверхность резиновой оболочки при надувании шарика, что с ней происходит при надавливании пальцем на поверхность надутого шарика, как растягиваются стенки этого шарика, если налить в него немного воды.

Подготовь иллюстрированный отчет о своих опытах с шариками.

2. Подготовь устное сообщение о месторождениях природного газа, способах его добычи и работе газопроводов.

 

 

 

17-22 сентября

5 класс

Подбери луковицу для проращивания; при появлении корешков или стрелок ежедневно измеряй их длину и записывай полученные результаты; попробуй описать любые изменения, замеченные тобой в процессе наблюдений за прорастанием луковицы. Сделай зарисовки твоей луковицы на разных стадиях наблюдений (можно сделать серию  фотографий или снять происходящие изменения на видео). Это задание  можно выполнить, взяв вместо (или кроме) луковицы, веточку, срезанную с комнатного растения. Это может быть традесканция, колеус или бальзамин («Ванька - мокрый»).

6 класс

1. Подготовь устный рассказ с примерами, иллюстрирующими способы увеличения или уменьшения давления в природе, в технике или в быту. Подбери иллюстративный материал к своему рассказу.

2. Подготовь описание способа изготовления своего прибора (флюгера или анемометра) и проиллюстрируй его рисунками или фотографиями.

                            10-15 сентября

5 класс

Подготовь устный рассказ на тему «Времена года и растения» (на примере одного  или нескольких видов растений). Можно подобрать иллюстративный материал к своему рассказу.

6 класс

1. Оформи отчет о своих наблюдениях как иллюстрированные тезисы своего выступления на конференции

2. Сделай модель флюгера или анемометра. 

Для изготовления  модели флюгера можно использовать любой стержень, а для его флюгарки подойдет небольшой кусок фанеры, пластика, картона или жести.  Форму флюгарки можно выбрать в соответствии с  собственным вкусом. В действующей модели флюгарка должна легко и свободно вращаться вокруг  своей оси. В основании флюгера нужно укрепить указатель сторон света, сориентировав его по компасу.

 

Готовый флюгер можно разместить на окне или на балконе. Можно сделать и переносный флюгер, используя в качестве устойчивого основания пластиковую бутыль емкостью 1,5 или 2 литра с водой или с песком.

 

Можно сделать модель флюгера из пластиковой бутылки, отрезав от нее горлышко и дно. Ось вращения такого флюгера можно сделать из куска велосипедной или вязальной спицы или из проволоки диаметром 1-2 мм. Для фиксации флюгера на оси вращения можно использовать бусинки.

Простую модель флюгера можно также сделать из небольшого куска пенопласта. Форма флюгарки такого флюгера может быть любой.

Способ изготовления модели анемометра  очень похож на тот, который используется при изготовлении модели флюгера. Только вместо флюгарки на оси вращения модели анемометра  нужно установить горизонтальный «крест», на концах которого следует закрепить небольшие пластиковые стаканчики или полые полушария от пинг-понговых шариков,  обращенные отверстиями в одну сторону.

     

   3 сентября -  8 сентября

 

5 класс

Сделай дополнительные иллюстрации к своему стендовому докладу. Это задание можно выполнить на листе бумаги формата А4 или на компьютере (можно также использовать  свои  фотографии и/или видеоматериалы).

 

 

6 класс

1. Проведи наблюдения за облаками и/или изменением температуры – сравни свои данные с результатами других наблюдателей.

2. Подготовь устный рассказ о своей домашней лаборатории и сделай иллюстрации к нему.