Статья в журнале «Математика», сентябрь 2012

РЕШЕНИЯ ПЕНТАМИНО ИЩУТ ПЯТИКЛАССНИКИ

 

А.Кулямин, Д. Тертичный, 5 «Б», ФМШ 2007

Как мы защищали проект

 

Мы приехали 7 апреля 2012 г. в РУДН. Пока собирались участники, в фойе выступали дети из разных школ. Они пели и танцевали.
В 14 часов, когда все собрались, вышли организаторы и поздравили участников с тем, что они прошли дистанционный тур и получили возможность представить свои проекты публике и экспертам. Пожелали всем удачного выступления.
Все участники прошли к своим стендам. Мы разложили около нашего стенда доклады, аннотации, головоломки и стали ждать экспертов.
Все участники волновались, хотели, чтобы эксперты подошли именно к ним, но экспертов на всех не хватало. И нам пришлось немного подождать, понаблюдать защиту других докладов. На защиту проекта не допустили ни наших руководителей, ни родителей. Нам предстояло на один день стать «лицом школы». Это огромная ответственность, и мы не имели права подвести родной физмат и любимого учителя.
Сил и уверенности нам прибавляло то, что наш проект стал для нас по-настоящему интересным. Казалось бы, чем может надолго увлечь обычная головоломка «пентамино»? Собрал один-второй прямоугольник, а потом надоело. Это если ты один ищешь решения.
Мы же вместе с учителем математики Александром Владимировичем устроили целое соревнование: кто больше найдет решений головоломки. Сначала ребята легко находили очередные варианты, но со временем стало понятно, что новое решение с каждым разом дается все труднее. Особо нетерпеливые стали поговаривать о том, чтобы найти или написать программу, которая бы сама «перебрала» все варианты. Так из веселой
игры выросла идея для нашего исследовательского проекта.
Но вот к нам подошла женщина-эксперт. Мы представили свой проект. Она задавала вопросы о систематизации решений. Спрашивала, в какой
стадии находится исследование. Ей понравился наш проект, она даже сказала, что приклеила бы два стикера за интересную разработку, но нельзя.

Второй эксперт был очень строгим. Когда он слушал защиту других проектов, то критиковал их: «Я это и без вас знаю!», задавал участникам конкурса вопросы, на которые они не знали, что ответить. Когда «критик» оказался у нашего стенда, он «расцвел». Сказал: «Это новизна, это по-настоящему идея» — и задержался у нашего стенда надолго. Внимательно выслушал нас, взял головоломку и начал искать решения. Хоть новых решений не нашел, но нашел симметрию и ушел очень довольный, прихватив визитку и доклад.
Третьим экспертом была опять женщина. После того как мы все рассказали, она сказала, что решала эту головоломку в детстве. Она задала несколько вопросов о симметриях и о систематизации. Четвертый эксперт подошел к нашему стенду около 16.20 (это было не обязательно, так как для положительной оценки работы достаточно было трёх оценок экспертов, но, видимо, его чем-то привлек наш проект). Молодой человек очень внимательно слушал, интересовался деталями, способом шифрования решений, задавал много вопросов, был у стенда до 17.05. Ему наш проект понравился.
Во время нашего доклада к стенду подходили ребята из других школ. Они внимательно слушали и, похоже, тоже заинтересовались ею.

В свободное время мы смотрели другие проекты. Нам понравился проект на тему «История Отечественной войны 1812 года в задачах по математике».

 

Дополнительные материалы

Страница проекта на сайте А.В. Шевкина