«УГ Москва», №52 от 29 декабря 2015 года

Павел ЧУЛКОВ:
Наша цель - показать учителям из регионов то, что мы умеем, и чему-то поучиться у них

​Павел ЧУЛКОВ, заместитель директора московской физико-математической школы №2007, доцент кафедры элементарной математики и методики преподавания математики МПГУ, привез в образовательный Центр «Сириус» своих учеников.
Это та самая школа, которая, находясь в спальном Южном Бутове, выдает на-гора победителей и призеров самых авторитетных предметных олимпиад. Мы поговорили с Павлом Чулковым о том, как происходит в этом образовательном центре взаимодействие учителей и учеников знаменитых школ с их коллегами из глубинки, а еще о том, как лучше набирать в школу детей, чтобы они успешнее реализовали свои способности.
- Сколько человек из вашей школы приехали в «Сириус»?
- Мы сюда привезли 15 учителей и 56 детей из девятых-десятых-одиннадцатых классов, когда в ОЦ «Сириус» началась шестая смена. Она состоялась со 2 по 23 октября. Мы проводили с ребятами занятия по математике, физике и информатике и немного по общеобразовательным предметам. Кроме нас в этой смене были ученики Санкт-Петербургского лицея «Физико-техническая школа» (детище нобелевского лауреата, академика Жореса Алферова) и еще примерно 50 школьников из регионов (Архангельск, Мурманск, Ханты-Мансийск, Красноярск), достигших определенных результатов в олимпиадах.
- То есть это все те же знаменитые школы из глубинки, готовящие победителей олимпиад?
- Какие-то более знаменитые, какие-то менее. При отборе больше ориентировались на детей, а не на школы. Дети должны были как-то зарекомендовать себя, но, насколько я понимаю, в каждом регионе отбор производился немного по-разному.
- Происходит ли взаимодействие между вами, детьми и преподавателями из регионов?
- Конечно, происходит: и наши учителя, и преподаватели из Санкт-Петербурга ведут занятия у этих школьников, делятся опытом с учителями из регионов. Это хорошие преподаватели из сильных школ, кто-то из них ведет занятия, кто-то присутствует на уроках. Наша задача - показать этим учителям то, что мы умеем, и чему-то поучиться у них. Дети из глубинки, приехавшие в «Сириус», разного уровня, поэтому самое трудное - составить из них более или менее однородные группы. Например, по информатике группы формировали по степени знакомства учащихся с программированием часто независимо от того, в каком классе учится ребенок - в девятом или десятом.
- Что лично для вас означает приезд в «Сириус»?
- Для нас это возможность попытаться более концентрированно, чем дома, в чрезвычайно комфортной обстановке погрузить детей в занятия математикой, физикой, информатикой.
- А вашим детям преподают учителя из Санкт-Петербургского лицея?
- Да, конечно. Происходит обмен: их преподаватели преподают нашим детям физику, русский язык и литературу, наши - их детям математику. Кроме этого, наши ребята с большим интересом работали с приглашенными преподавателями математики Сергеем Владимировичем Дворяниновым (Москва), Олегом Александровичем Ивановым и Александром Игоревичем Храбровым (Санкт-Петербург), преподавателем МХК Натальей Анатольевной Соленковой (Москва).
- Чего вам не хватает в «Сириусе»?
- Первое, что приходит в голову: наверное, если бы мы привезли какой-нибудь класс целиком, с организационной точки зрения нам было бы легче (у нас тут представлены девятые-десятые-одиннадцатые классы, те ребята, у кого лучше результаты). И некоторым из нас не надо было бы периодически ездить в Москву.
- А почему вы не могли привезти всех?
- Всех нельзя - их слишком много. У нас в школе три девятых, три десятых класса, приходится выбирать. Если бы мы взяли целиком только девятые классы, у нас уже было бы 80 человек.
- А дети успевают пройти программу по другим предметам?
- Сейчас такая ситуация, что многие из наших школьников привыкли много ездить: олимпиады, сборы... Они стараются успевать всё. Но проблема есть. Будем об этом думать.
- Поделитесь опытом: как вы смогли создать такую сильную школу в спальном районе Москвы? Школу, в которой такое количество победителей и призеров олимпиад высокого уровня?
- Мы массовая математическая школа: принимаем к себе не только гениальных детей, а просто способных. Берем в 5-й класс, когда одаренность еще не вполне проявилась. Конкурс порядка двух - двух с половиной человек на место. В других математических школах конкурс может быть 10-12 человек, а на выходе наши результаты сравнимые.
- Потому что вы «выращиваете» своих детей, принимая их с 5-го класса?
- Да, ведь детей, способных к математике, большинство. Их способности необходимо развивать, это стратегический ресурс, более важный, чем нефть и газ. Если этого не делать, наше государство не будет иметь перспектив развития. И еще важно, чтобы учителя работали в одной команде, делали общее дело, взаимодействовали, а не соперничали друг с другом.
- В чем вы видите пользу «Сириуса» для школьников?
- «Сириус» - очень важный образовательный ресурс. Он приносит большую пользу всем, кто сюда попадает. Дети оказываются в хороших условиях, у них есть возможность заниматься тем, чем необходимо, не отвлекаясь на всякие соблазны. Например, у спортсменов блестящие условия для тренировок, есть возможность учиться по все предметам. Им не надо тратить время на переезды, у них все сконцентрировано в одном месте. Я работал в спортивной школе, дети ездили на сборы, надолго отрываясь от учебы, тут все рядом, все высокого качества. А еще общение с известными учеными, спортсменами, деятелями искусства, великолепная природа: море, горы, свежий воздух.

Наталья ИВАНОВА-ГЛАДИЛЬЩИКОВА


Мнения по поводу

Ирина ТАРАСОВА, учитель физики физико-математической школы №2007:
- В «Сириусе» всем было очень интересно, потому что это хорошая возможность учить и учиться одновременно. Учиться и у детей, и у коллег. Вместе рождались какие-то идеи. Что самое удивительное, мы находили точки соприкосновения, например, с преподавателями музыки. Это были педагоги из Москвы, которые работали с направлением «Искусство», мы обсуждали идею о совместных уроках физики и музыки, потому что музыка, звук - явление, которое изучают физики (теория колебаний, акустика), но вместе с тем это передача энергии от исполнителя к слушателю. В «Сириусе» можно попытаться провести такие уроки.
Очень приятно, что руководство этого центра с радостью воспринимает любые разумные инициативы. Например, мы сами выбирали место для занятий. Если нам было нужно, нам открывали любые помещения: работали и в научном клубе, и на берегу моря... Моей коллеге, которая вела историю искусств, предоставили кинозал. Все, что могло делать руководство, оно делало.
Если говорить о пожеланиях, то в «Сириусе» хотелось бы иметь больше физического оборудования для демонстраций и лабораторных работ. Но это, надеюсь, лишь вопрос времени.

Вера ХОВРИНА, учитель математики школы №2007:
- Хорошо что мы обменивались опытом с другими преподавателями, имели возможность вести занятия у детей из разных городов, например, я преподавала школьникам из Мурманска, Красноярска, Ханты-Мансийска, а учителя из Питера вели занятия у наших ребят. То есть была возможность оценить уровень других детей. Впечатления очень хорошие: видно, что в «Сириус» приехали заинтересованные школьники, у них горели глаза, было ощущение, что им хочется учиться, чувствовалась отдача, преподавателям приятно, что все не зря. На занятиях присутствовали и их учителя, мы разговаривали друг с другом.