«УГ Москва», №52 от 29 декабря 2015 года

Учиться было легко и интересно

​Десятиклассники физико-математической школы №2007, побывавшие в образовательном Центре «Сириус» в Сочи, поделились своими впечатлениями о том, почему они совсем не уставали от занятий, что такое «Первый лед» и чем английский для математиков отличается от обычного английского.

Московские школьники, тем более если они учатся в сильной физико-математической школе, обладают большими возможностями, чем их ровесники из регионов. Что в «Сириусе» было такого, чего у вас не было раньше (например, на других летних школах)?

Алексей Белоусов:
- В летних математических школах, куда мы ездили раньше, занятия проходили традиционно. Мы решали задачи, нам объясняли новые темы. А в «Сириусе» какие-то уроки были в форме лекций, какие-то - в форме практических занятий, а иногда мы просто слушали учителей или общались с ними. Были и игровые занятия. Благодаря этому мы не успевали уставать.

Сергей Ким:
- В Сочи была особая атмосфера. Там мы занимались только теми предметами, ради которых нам и хочется находиться в школе. При этом мы имели возможность учиться намного больше, чем где-либо. Был список обязательных предметов, которые интересны всем, а еще каждый на выбор мог ходить на другие занятия.

Валерий Хворостяной:
- В «Сириусе» преподавательский состав отличался от того, с кем мы работаем обычно. Это важно, ведь у каждого учителя свои интересы. А когда ты попадаешь к другому педагогу, это дает возможность изучить материал всесторонне. Каждый преподаватель что-то важное добавляет в твое образование. Как в музыке есть разные стили, так и в науке существуют разные методы. Например, в школе нас обучали транснеравенствам, а здесь мы ознакомились с неравенством Мюрхеда и диаграммами Юнга. Это близкие темы, но при решении задач работают по-разному.

Анастасия Васильева:
- Основная проблема школы в том, что после шести-семи уроков нет времени для отдыха. К этому времени, даже если тебе интересно, нет сил спрашивать, разбираться. А в «Сириусе» все сделано так, чтобы детям было комфортно. У нас были две пары утром, а потом, после обеда - двухчасовой перерыв, можно было восстановить свои силы и на третью-четвертую пару идти с той же энергией, с которой шел на первую. Расписание было составлено так, что в момент наступления усталости, делался перерыв.

- Удавалось ли пересекаться с музыкантами и спортсменами?

Валерий Хворостяной:
- Я окончил музыкальную школу и понимаю людей искусства, могу с ними общаться. Но получилось так, что «наука» была в одном крыле, а «искусство» и «спорт» - в другом. В основном мы общались с нашими учителями и со школьниками (физиками-математиками) из других городов. Конечно, бывало, что в зале перед столовой к нам подходили ребята из «искусства» или «спорта», мы разговаривали.

Сергей Ким:
- Было комфортное расписание для учебы и отдыха, но оно оставляло очень мало свободного времени для общения с ребятами из других направлений. Если до шести часов мы были на занятиях, то после этого у нас проходили разного рода интересные мероприятия, пропускать которые не хотелось: «Что? Где? Когда?», поход на хоккей или что-то еще. На хоккее я был восхищен успехами маленьких десятилетних хоккеистов, приехавших в «Сириус». Мы ходили на концерты музыкантов и были поражены их мастерством.

Анастасия Васильева:
- Я ни с кем не познакомилась из других направлений, но ходила на концерт музыкантов и видела несколько балетных выступлений, это действительно классно.

- У вас, как в пионерском лагере, были вожатые. Для чего они нужны?

Алексей Белоусов:
- Вожатые были из разных городов, они оказались потрясающими. Влад, например, сделал из нас настоящую команду. Он нас собирал, мы что-то обсуждали, играли в игры, у него прекрасное чувство юмора.

Валерий Хворостяной:
- Вожатые смогли нас организовать. Мы, конечно, из одной школы, но из разных классов и не всегда общались друг с другом. Влад создал такую атмосферу, что мы все подружились. Вика делала то же самое, но с использованием игр. В процессе игры мы учились высказывать свое мнение по разным вопросам. Эти вопросы заставляют задуматься о мнениях других людей и в итоге понять их лучше. А Ира (студентка-практикантка) очень веселая, общительная, всегда готова прийти на помощь.

- В «Сириусе» во второй половине дня можно было посещать творческие мастерские. Вы успевали туда ходить?

Анастасия Васильева:
- В творческих мастерских было три направления: искусство, наука, спорт. Я ходила вечером на занятия по английскому. Это было действительно полезно, потому что нам давали английский, связанный с математикой (в школе у нас этого нет). А еще всех желающих учили кататься на коньках. Это называлось «Первый лед». Я очень ждала похода на олимпийский каток, потому что люблю фигурное катание, всегда мечтала научиться чему-то такому, что умеют делать фигуристы. Нам подобрали коньки, поделили на группы (предложили взять шлемы тем, кто плохо катается). Мы вышли на эту огромную арену. Это было грандиозно! Тем более что несколько дней назад мы были там на хоккее и смотрели, как на этом льду играют чемпионы мира. Возвращаясь к «Первому льду», скажу, что сначала мы просто покатались, а потом нам начали показывать какие-то профессиональные движения. Но для меня неудобство было в том, что с нами занимались мальчики из хоккея, а с другой группой (им повезло больше) - девочки-фигуристки. Но я все равно получила огромное удовольствие от катания на этом льду.

Алексей Белоусов:
- Мы могли хоть каждый день играть в футбол или в волейбол. В какой школе это возможно? А что касается «Первого льда», то мы видели, как рядом катаются фигуристы, приехавшие в «Сириус». И это было так здорово!

- Перед столовой очень интересная библиотека. Это такой открытый доступ по многим темам?

Алексей Белоусов:
- Я полистал несколько книжек про биатлон, футбол, потому что книги по математике или физике я и так читаю. Там же есть книги и по истории, географии, да какие угодно!

Анастасия Васильева:
- Я нашла на полке серию биографий писателей и прочитала биографию Есенина, получила большое удовольствие. Я это делала, когда мы все собирались перед входом в столовую. Минут десять ждали, пока все соберутся, я использовала это время с пользой и удовольствием.

- Питание в «Сириусе» очень хорошее. Один из тренеров по фигурному катанию сказала, что лучшего и пожелать невозможно! Вы согласны с этим?

Валерий Хворостяной:
- Мы ели до пары, во время и после. В перерывах можно было выпить коктейль, йогурт, какао, попробовать выпечку, в пакетах лежали вымытые фрукты, был даже свежевыжатый сок.

- Вы смогли увидеть олимпийский Сочи или только учились?

Валерий Хворостяной:
- У нас были экскурсии по олимпийским объектам, еще мы зашли в музей Николы Тесла (это в Олимпийском парке), но сам город Сочи (старый) мы не видели. Да, еще у нас было потрясающее впечатление: мы ходили на финал «Формулы -1», сидели на главной трибуне, видели и старт, и финиш. Во время экскурсии по Красной Поляне мы видели биатлонную трассу, а еще наблюдали за тем, как тренировались прыгуны с трамплина, вживую это более круто смотрится, чем по телевизору.

- Чего вам не хватило?

Валерий Хворостяной:
- Мне не хватило встречи с президентом. Я хотел бы его спросить о ситуации с Сирией (тогда я меньше понимал, что к чему), а еще спросил бы по поводу санкций: если Евросоюз их отменит, мы сразу же отменим антисанкции или продолжим развивать внутреннее производство?