28-01-09 12:31 Давность: 15 Лет

В нашей школе состоялся традиционный уже пятый по счету семинар для учителей физики и математики

В нашей школе состоялся традиционный уже пятый по счету семинар для учителей физики и математики «Интеграция основного и дополнительного физико-математического образования». Часть докладов, а также другие статьи и тезисы по теме семинара были опубликованы в Научно-методическом сборнике «Архимед» (Вып. 5).

28 января 2009 г. в физматшколе № 2007 состоялся семинар для учителей физики и математики (см. программу в новостях от 26.01). В фойе школы уже с 13-00 шла регистрация участников семинара и была развернута продажа литературы по физии, математике и др. предметам. Больше всего продавалось книг по ЕГЭ.

Программа семинара выдержана. В перерыве между пленарным и секционными заседаниями всех участников семинара пригласили в школьную столовую на чай с пирогами. Самым интересным для посетителей сайта было выступление на пленарном заседании проректора МИОО И.В.Ященко.

Еще в фойе школы мне удалось обменяться с Иваном Валерьевичем несколькими фразами, из которых я узнал, что он знаком с моей критикой демонстрационного варианта МИОО (http://www.shevkin.ru/?action=Page&ID=653) и согласен с каждым пунктом этой критики, но почему их вариант не мог быть иным, он рассказал только на пленарном заседании.

И.В.Ященко сказал, что за годы реформирования математического образования в стране потеряна управляемость процессом образования. ЕГЭ, который был задуман с благими намерениями, реализуется так, что превратился в одну из форм развала образования в стране. Ситуацию с образованием Иван Валерьевич сравнил с машиной на скользкой дороге. Для сохранения управляемости такой машины, как известно, лучше повернуть руль туда, куда несет машину, а не куда нам хочется. А уж поймав управляемость, можно будет повернуть куда надо.

Плохие результаты на ЕГЭ по математике являются отражением не только работы школы, на них сильно влияют многие социальные причины (нет стимулов к изучению математики и к подготовке к ЕГЭ), а также процедура проведения ЕГЭ. Известны случаи массовой сдачи заполненных экзаменационных бланков через 15 минут после начала экзамена; 1/3 всех В«двоекВ» по Москве дали в прошлом году обучавшиеся в экстернате. Ожидается, что этого теперь наверняка не будет, так как отменено правило «плюс 1 балл», гарантировавшее получение В«тройкиВ». В 2009 г. впервые учащиеся, не сдавшие ЕГЭ в отведенный срок, получат справки о прослушанном курсе средней школы, с которыми их в вуз не возьмут (правда, в армию со справкой брать будут).

Разработчики новой концепции ЕГЭ и демонстрационного варианта МИОО исходили из необходимости упростить вариант экзамена, убрать часть В«АВ», что исключит угадывание ответа и позволит уменьшить число заданий. Они считают, что бессмысленно проверять сложные задачи математического анализа, если выпускники не знают дробей и не умеют решать простейшие задачи практического содержания. На упрощении экзамена настаивали и члены Российской академии наук, которые обоснованно опасались, что в случае повторения провала прошлых лет по математике, обязательный экзамен по математике могут отменить. А это потеря математики как школьного предмета. Известно же, что 25 % выпускников московских школ в анонимном опросе подтверждают, что в их школах нет геометрии в старших классах.

В текущем учебном году в Москве проведены две тренировочные работы по вариантам МИОО, результаты которых лучше прошлогодних результатов ЕГЭ (это не удивительно, но большого отличия по результатам первой тренировочной работы я не обнаружил. вр” А.Ш.). Но учитывая, что новая версия ЕГЭ по математике еще должна пройти проверку в регионах, что уже издано и раскуплено много литературы для подготовки к ЕГЭ по варианту ФИПИ, было решено в 2009 году сдавать экзамен по варианту ФИПИ, а с 2010 г. вр” по варианту МИОО. Третья тренировочная работа в Москве будет проведена по вариантам ФИПИ.

Иван Валерьевич отметил, что варианты МИОО от года к году будут усложняться с учетом тех результатов, которые будут получены на экзамене.

Докладчик ответил на вопросы из зала. Его дополнил А.В.Семенов.

На пленарном заседании учителя математики с интересом слушали сообщение доктора ф.-м.наук, профессора МГУ Ю.В.Садовничего. На материалах вступительных экзаменов прошлых лет на мехмат МГУ были рассмотрены различные идеи решения задач с параметрами.

В работе семинара принял участие автор школьных учебников по математике Г.К. Муравин, который узнал о семинаре из объявления на нашем сайте.

К вопросу о влиянии на процесс обучения математике в старших классах того факта, что на ЕГЭ по математике можно будет получить "3" ничего не зная из программы 10-11 класса, мы еще вернемся. Время для дискуссии еще есть.

Сообщение о семинаре подготовил
Шевкин А.В.